X

VL.ru / Телепрограмма / Познавательная передача «Люди, сделавшие Землю круглой»

Люди, сделавшие Землю круглой

1-й и 2-й фильмы

Люди, сделавшие Землю круглой. 1-й и 2-й фильмы
+16

Первый

Воскресенье (24 июля 2016)

14:20 на канале в тот же день →

Ошибка в расписании

Фильм 1-й. 20-е годы прошлого века. Мировая авиация покоряет все новые высоты и скорости. Западные страны устанавливают рекорд за рекордом. А Советский Союз в этой гонке рекордов значительно отстает. Поэтому руководством страны принимается решение о постройке самолета, способного установить мировой рекорд дальности беспосадочного перелета.

Андрей Николаевич Туполев создает АНТ-25. Самолет испытывает Михаил Громов, шеф-пилот ЦАГИ. Вскоре строится второй экземпляр АНТ-25, испытателем которого становится Андрей Юмашев.

В 1934 году Михаил Громов, после нескольких неудачных попыток, устанавливает на АНТ-25 рекорд дальности беспосадочного полета по замкнутому маршруту. Но никто в мире не признает этого: Советский Союз тогда еще не был членом Международной авиационной федерации.

В том же 34-м году в арктических льдах тонет ледокол "Челюскин". Силами советской авиации проводится небывалых масштабов спасательная операция. Летчики, спасшие более ста человек, становятся первыми Героями Советского Союза. Среди них - известный летчик Сигизмунд Леваневский.

Хотя на самом деле ему так и не удалось спасти из ледяного плена ни одного человека. Но Сталин лично внес фамилию Леваневского в список первых Героев. Чтобы оправдать свое звание, Леваневский предлагает самый смелый из возможных маршрут для установления рекорда дальности: перелет в США через Северный полюс Земли.

Сталин отдает Сигизмунду Леваневскому самолет Михаила Громова. Начинается подготовка к рекордному перелету. Леваневский ищет себе второго пилота.

Из-за сложного характера Сигизмунда Александровича все, к кому он обращается, отказываются лететь. "Сверху" вторым пилотом назначается Георгий Филиппович Байдуков.

Фильм 2-й. Продолжается подготовка первого беспосадочного перелета из Москвы в США через Северный полюс. 3 августа 1935 года самолет АНТ-25 вылетает с аэродрома "Щелковский". В первые часы полета обнаруживается утечка масла. Леваневский принимает решение прекратить полет. Байдуков не согласен с решением командира, но выхода у него нет.

Леваневский наводит заряженный маузер на своего второго пилота, и Байдуков сажает самолет на первом подходящем аэродроме. Уже после посадки происходит возгорание самолета, но оказавшиеся рядом красноармейцы чудом его спасают.

На последовавшем за неудачной попыткой перелета совещании у Сталина Леваневский заявляет, что АНТ-25 не годится для совершения подобного перелета. Более того, он называет создателя самолета, Андрея Туполева, "вредителем".

За конструктора вступается Георгий Байдуков, он искренне верит в АНТ-25 и готов продолжать подготовку к перелету через Северный полюс.

Леваневский отправляется в США на поиски подходящего самолета. А Байдуков отправляется к Валерию Чкалову, чтобы предложить ему войти в экипаж АНТ-25 в качестве командира. Чкалов соглашается не сразу, но в итоге именно он возглавит экипаж, который первым совершит перелет из Москвы в США через Северный полюс.

Июнь 1936 года.

Экипаж АНТ-25: командир - Валерий Чкалов, второй пилот - Георгий Байдуков, штурман - Александр Беляков. Экипаж обращается к руководству страны с просьбой разрешить перелет через полюс. Сталин вместо этого отправляет их на Дальний Восток. Подготовка к перелету не обходится без сложностей. Во время контрольного полета шасси застревают в полуубранном положении. Экипаж принимает решение: чиниться прямо в воздухе. Почти десять часов невероятных усилий, одно из шасси встает на свое место.

И Валерий Чкалов мастерски сажает АНТ-25 без серьезных повреждений.

20 июля 1936 года АНТ-25 отправляется на Дальний Восток. По пути Чкалов, Байдуков и Беляков буквально сражаются с циклонами, которые встречаются на их пути. Обледенение неоднократно грозило смертью. Долетев до Камчатки, взяли курс на Хабаровск, но, сбившись с маршрута, никак не могли выйти на устье Амура. Радиостанции Хабаровска и Николаевска-на-Амуре молчали. Спустя 56 часов полета экипаж был вынужден совершить аварийную посадку на острове Удд.

Это небольшой клочок земли в Охотском море, покрытый камнями и оврагами. Посадка в сложнейших условиях приводит к поломке одного из шасси АНТ-25. Экипаж не может ни взлететь, ни починить самолет. И формально задание Сталина не выполнено: АНТ-25 должен был долететь до Хабаровска. Дневники читает Евгений Дятлов.

Продолжительность

2 часа (120 минут)

Автор

Валдис Пельш, Дмитрий Хаустов

Ведущие

Валдис Пельш

Режиссер

Кристина Козлова

Производство
РД-Студия
Россия
2015

Обсуждение

Загружаем комментарии...


Воскресенье 14:20
Люди, сделавшие Землю круглой
1-й и 2-й фильмы
Канал «Первый»

В это время была передача:
Ошибка в расписании