Главная VL.ru
Вернуться на главную Афиши
Событие добавлено в избранное
Афиша
Владивосток
Добавить событие
Привлекайте посетителей на свои мероприятия!

Чтобы управлять своими событиями на Афише, войдите в аккаунт FarPost или авторизуйтесь.

Авторизоваться

Один аккаунт для входа на сайты

Создать аккаунт
Вечер одноактных балетов "Серенада. Кармен-сюита"

Вечер одноактных балетов "Серенада. Кармен-сюита" во Владивостоке 21 марта 2019

Стоимость билетов: от 400 до 3750 руб.
Стоимость билетов: от 400 до 3750 руб.

Вечер одноактных балетов «Серенада. Кармен-сюита».

Стоимость билетов: от 400 до 3750 руб. 

Авторы и постановщики балета «Серенада»:

  • Музыка Петра Чайковского (Серенада для струнных, соч. 48),
  • Хореография Джорджа Баланчина (1935).

«Балет „Серенада“ стал моей первой постановкой в США. Вскоре после моего прибытия в Америку мы с Линкольном Керстайном открыли в Нью-Йорке Школу американского балета. Я включил в программу вечерний класс сценического мастерства, чтобы показать ученикам, как выступления на сцене отличаются от работы в классе. „Серенада“ стала результатом уроков, которые я давал.

Мне показалось, что наилучший способ объяснить ученикам суть сценического мастерства — позволить им станцевать нечто новое, чего они никогда прежде не видели. Для работы я выбрал „Серенаду“ Чайковского. В первый вечер в классе собрались семнадцать девушек и ни одного юноши. Задача состояла в том, как расположить нечетное число девушек так, чтобы их построение выглядело интересно. Я расставил их по диагонали и решил, что начинать танец надо с движения рук, чтобы ученицы имели возможность поупражняться.

Именно так и начинался балет „Серенада“. Я ставил танцы с теми учениками, которые в этот момент присутствовали в классе. Вскоре класс начали посещать и юноши, которые тоже включились в работу. Однажды, когда все девушки убежали с середины, которую мы условились считать „сценой“, одна из них упала и заплакала. Я попросил пианиста не прерывать игру и вставил этот эпизод в танец. На следующий день одна из девушек опоздала к уроку, и этот эпизод тоже вошёл в балет.

Позднее, когда мы репетировали „Серенаду“ на сцене, многое пришлось пересмотреть. Менее талантливые танцовщицы были отстранены от исполнения трудных частей балета; я работал над маленькими случайными эпизодами, придавая им больший драматизм, театральность, синхронизируя их с музыкой и вместе с тем, не упуская мелочей, которые обычно остаются без внимания.

В своём рассказе о балете „Серенада“ я обошёлся без подробностей — потому что многие считают, будто этот балет имеет тайный сюжет. Это не так. В нем танцовщики просто двигаются под прекрасную музыку. Единственный сюжет балета — музыка серенады, если угодно — это танец при луне».

Джордж Баланчин. «Танцевальный элемент в музыке Стравинского»

Продолжительность балета: 35 минут.

Возрастная категория 6+

Авторы и постановщики балета «Кармен-сюита»:

  • Музыка Жоржа Бизе – Родиона Щедрина,
  • Хореография Альберто Алонсо.

«Кармен-сюита» была впервые поставлена в Москве в апреле 1967 года кубинским хореографом Альберто Алонсо – для Майи Плисецкой, по ее просьбе и по его горячему желанию. Музыку для балета – транскрипцию великой оперы Бизе — написал Родион Щедрин.

В те годы речь о сотрудничестве с зарубежными хореографами и не заходила, однако для кубинца было сделано политически осмысленное исключение: с Кубой после Карибского кризиса счет был другой. Но те, кто позволял, и представить себе не могли, во что это выльется. Во-первых, балет оказался вызывающе неклассичным: Плисецкая расхаживала по сцене не на носочках, а «с пятки», и не в «пачке», а в рискованно коротком платье, и тело гнула отнюдь не по-балетному. И вообще: балет был насыщен совершенно непозволительной страстностью, настоящей эротикой, и столь же непозволительная — и столь же пьянящая! — идея свободы прочитывалась в нем так ясно, что его, конечно, на советскую сцену пропускать было никак нельзя.

Но пришлось — по тем же самым чисто политическим причинам. Окончательному решению предшествовал поединок двух женщин. «Вы предательница классического балета! — патетически воскликнула министр культуры Екатерина Алексеевна Фурцева. — Ваша "Кармен" умрет!» «Пока я жива, "Кармен" не умрет!» — столь же патетично парировала Майя Михайловна Плисецкая.

Кармен не умерла — она стала главной ролью Плисецкой, ее визитной карточкой, и не потому, что Плисецкая танцевала этот балет дольше, чем «Лебединое» или «Дон Кихот», но потому, что образ Кармен явился наиболее адекватным выражением ее индивидуальности, ее экспрессивного и блистательного дара: дерзость характера и дерзость пластическая, страстность натуры и музыкальная точность, вызов любовный и вызов хореографическим канонам. И острый силуэт, и яркий профиль, и жар, и трагизм.

Кстати говоря, иностранец Алонсо, на самом деле, ставил еще свободнее, еще радикальнее — известно, что Плисецкая и Фадеечев просили его умерить пыл и смягчить эротический накал, чтобы балет не запретили вовсе. Алонсо накал убавил, но и в таком виде постановка вызывала у начальства конвульсии. Алонсо говорил о том, что соединил здесь классику с элементами танцев испанских и латиноамериканских. Однако кроме этого он привнес туда, если не «модерн», то совершенно новую, неслыханную для СССР выразительность. Она строилась на двух пластических постулатах: доведенная до предела классика — железный каркас движения, железный каркас позы, вонзенные в пол пуанты, «выстрелы» батманов и тело, натянутое, как струна, как тетива (вот точка, где классика смыкается с испанскими танцами), — и тут же полное отрицание классики, отрицание любого каркаса — те самые стопы «сапожком», жаркая податливость тела и, наконец, те внезапно «невыворотные» позы, которые делают роковую женщину Кармен похожей на упрямую девчонку. Алонсо также говорил, что вдохновлялся в «Кармен» драматическим театром: движения должны были «разговаривать». С тех пор мы много чего повидали в танце, и сейчас это читается уже не так ясно, однако важнее другое: тогда, в «оттепельных» 1960-х, этот балет вписался в общетеатральный контекст — уже три года существовала в Москве Таганка, и «Кармен-сюита» с ее шоковой для тех лет условностью и аскетизмом сценического пространства оказывалась в том же культурном срезе. Между прочим, в знаменитом таганковском «Добром человеке из Сезуана» даже была мизансцена, где персонажи сидели на расставленных полукругом стульях — мотив, соотносимый с аналогичным мотивом в сценографии Бориса Мессерера для «Кармен-сюиты».

В Москве «Кармен-сюита» была «личным» балетом Плисецкой — без Майи его не существовало, как, впрочем, уже не существовало и Майи без него. Но в мире у него были и другие исполнительницы. В том же 1967 году Алонсо поставил его в Гаване для великолепной Алисии Алонсо (отменив московскую цензурную «правку» и вернув в дуэты урезанную страстность) и потом ставил его по всему миру, причем это были не переносы, но варианты: каждый раз хореограф привносил в «Кармен» что-то новое.

В Москве же балет жил только пока танцевала Плисецкая; она ушла, и от «Кармен» осталась только легенда. Однако прошло двадцать лет, и Большой театр сделал рискованный и победоносный ход: к юбилею Майи Михайловны ее «Кармен» была возобновлена — как приношение, как подарок. Приехал престарелый Алонсо и поставил еще одну, новую редакцию, в расчете на прима-балерину театра Светлану Захарову; потом ввелись другие исполнительницы — и балет прочно вошел в репертуар. Легенда стала классикой. «Теперь "Кармен" вообще не умрет», — сказала Плисецкая.

В 2007 году в рамках однократных гастролей в Большом театре в этом балете выступила Ульяна Лопаткина. Она предложила свою трактовку, свое осмысление роли. Новая Кармен была внешне сдержанной; страсти испепеляли ее изнутри, не слишком прорываясь на поверхность. А театральным стержнем партии Кармен у Лопаткиной становилась не столько коллизия классической пластики и пластики свободной, сколько острая пластическая акцентировка музыки – из этой остроты, из этих акцентов и рождался образ. Теперь же московская «Кармен» перенеслась на Мариинскую сцену, окончательно перейдя в ранг наследия.

Инна Скляревская

«В центре балета — трагическая судьба цыганки Кармен и полюбившего ее солдата Хозе, которого Кармен покидает ради молодого Тореро. Взаимоотношения героев и гибель Кармен от руки Хозе предопределены Роком. Таким образом, история Кармен (в сравнении с литературным первоисточником и оперой Бизе) решена в символическом плане, что усилено единством места действия (арена, где происходит коррида)».

Виолетта Майниеце

Продолжительность балета: 45 минут.

Возрастная категория 12+
 
Общая продолжительность вечера: 1 час 20 минут.
 
Консультации по онлайн-покупке билетов по тел.: +7(423) 230-06-86.
 

ул. Фастовская, 20

Купить билет

Комментарии

Загружаем комментарии...

Наверх Полная версия сайта