X

VL.ru / Телепрограмма / Телевизионный фильм «Весна на Заречной улице» — в 22:40 ( 28 января 2018 )

Весна на Заречной улице

Выпускница пединститута Татьяна Сергеевна приезжает по распределению в промышленный поселок преподавать в школе рабочей молодежи. Сразу привыкнуть к великовозрастным ученикам, каждый из которых - яркая индивидуальность и самостоятельный человек, молоденькой учительнице совсем не просто. Один из ее "школьников", Александр Савченко, начинает открыто оказывать Татьяне знаки внимания, чем окончательно смущает девушку. Лучший сталевар завода, красавец, не привык к отказам женщин. Таня избегает настойчивого кавалера. Савченко, чувствующий себя униженным, бросает учебу. Идет время, приходит весна, и постепенно Саша Савченко начинает понимать, что впервые испытывает настоящее, глубокое чувство... Подробная информация. "Весна на Заречной улице" - одна из самых популярных отечественных мелодрам, снятая в 1956 году режиссёрами Феликсом Миронером и Марленом Хуциевым. Хуциев открыл дорогу новому поколению актеров: в картине дебютировали выпускники ВГИКа Юрий Белов, Николай Рыбников, Геннадий Юхтин. Роль учительницы Татьяны Сергеевны сыграла непрофессиональная актриса Нина Иванова. В 1956 году картина стала лидером проката. Ее посмотрели более 30 миллионов человек. Когда колоризаторам и реставраторам представилась возможность участвовать в восстановлении фильма Одесской киностудии "Весна на Заречной улице", эта задача была встречена ими с воодушевлением. И не только потому, что этот фильм - одна из подлинных кинолегенд, но и благодаря возможности поработать бок о бок с классиком кинорежиссуры М.М. Хуциевым, согласившимся возглавить творческую группу реставрации и колоризации. Знаменитый кинорежиссёр Марлен Хуциев сказал, что процесс колоризации порой не легче самого процесса съёмок, если к этому занятию подходить ответственно: "Кино - искусство молодое, и для его развития нужно идти со временем в ногу". По словам Хуциева, он сам руководил всем процессом колоризации и остался очень доволен результатом. Период подготовки к работам по восстановлению картины составил более года. Для начала сформированная производственная группа задалась целью собрать максимально возможное количество разнообразной информации, имеющей отношение к фильму. В частности, на первом этапе были запрошены студийные и государственные архивы, как украинские, так и российские, получены любопытные, нередко уникальные, фотографии участников съемочной группы, монтажные листы и режиссерский сценарий к фильму. В Российской государственной библиотеке удалось обнаружить киноафиши фильма 50-х годов прошлого века. Государственный архив Одесской области выдал копию такого ценного документа, как разрешительное удостоверение на фильм - своеобразный паспорт, без которого картина не могла бы выйти в прокат. Затем приступили к полной реставрации изображения и звука. Реставрация черно-белого фильма представляет собой длительный и трудоёмкий процесс, включающий несколько принципиально важных, ответственных, технически сложных стадий. Первая - реставрация исходных киноматериалов, негатива. Здесь неоценимую помощь оказали опытные специалисты Госфильмофонда России. Реставрация негативной пленки вкратце заключалась в том, что негатив предварительно замачивали на несколько дней в специальных растворах, восстанавливая эластичность пленки, затем производили ультразвуковую очистку от пыли, глянцевали, и только после этого она становилась пригодной для сканирования. Примерно через три месяца материал был готов к следующему этапу: цифровой реставрации изображения и ремастерингу звука. Вся дальнейшая работа шла в электронном виде. Фильм "нарезается" на файлы (один кадр - один файл). Эти файлы передаются художникам-реставраторам, которые с помощью компьютерных технологий убирают царапины, склейки, пленочное "зерно", химические пятна и грязь, осуществляя тем самым покадровую реставрацию изображения. Обрабатывается каждый кадр в отдельности. Таким образом, через руки реставраторов фильма прошло 120 тысяч кадров. Покадровая реставрация изображения была сделана в студиях компьютерной графики "Крупного плана". Также была проведена филигранная работа по реставрации звуковой дорожки фильма. Марлен Хуциев: "Тогда, в 56-ом, для нас даже не возникал вопрос, на какую пленку снимать - ч/б или цвет. На цвет практически не снимали. Естественно, на черно-белую... Так тогда все одесские фильмы снимались. Параллельно с нами "Капитан "Старой черепахи" снимался, потом "Моя дочь", "Жажда", "Агент "Искры", "Повесть о первой любви"... Я даже не помню, где впервые появился цвет. Даже "Верность" Тодоровского - а это уже лет через восемь - и то черно-белая была. Но мы тогда, честно говоря, и не воспринимали это как некий минус. О другом думали..." Колоризации фильма предшествовала не только исследовательская и техническая, но и не менее серьезная творческая работа. Разумеется, ключевую роль здесь сыграл режиссер-постановщик Марлен Мартынович Хуциев, который задал основные параметры художественной эстетики. Те, кто знает, сколь он требователен к себе и другим, принципиален и неуступчив в работе, сможет представить, насколько непросто было соответствовать этой высокой планке. На протяжении всей работы над фильмом происходили многократные обсуждения решения отдельных сцен и даже кадров, многое приходилось переделывать по несколько раз. Большую помощь в работе над цветной версией "Весны на Заречной улице" оказала художник по костюмам Наталья Монева, которая трудится в течение долгих лет на киностудии "Мосфильм" и является одним из лучших специалистов в своей профессии. Используя свой бесценный опыт, глубокие знания и тонкий художественный вкус, Наталья Николаевна сумела в ряде случаев подсказать наиболее точные цветовые решения, которые вписываются в авторскую концепцию. Понятно, что помимо костюмов фильм содержит еще множество разнообразных элементов, которые требовали тонкой работы с цветом. Внимание к мелочам было тем более важным, что многое живо в памяти наших современников, будь то раскраска автобусов полувековой давности или, скажем, какая-нибудь этикетка. Зарубежные коллеги никак не могли понять, почему учительнице в послевоенные годы не полагалось красить губы яркой помадой, а ошибки своих учеников в тетрадях, напротив, следовало исправлять красным карандашом, а не простым. Нужно было очень скрупулезно следить за тем, чтобы, например, комсомольский значок не превратился в золотую брошь, а папиросы "Беломорканал", которые курил Рыбников, в сигареты с фильтром. В одном кадре банка с вареньем напоминала вазелин, в другом сладкая наливка чудесным образом превращалась в спирт. Не говоря уже о том, что одна и та же вещь, например, настольная лампа, в начале фильма была черной, в середине синей, а в финале картины уже зеленой. И если поначалу в "Крупный план" было прислано для утверждения порядка полутора сотен "ключевых" кадров, в большинство из которых были внесены поправки, то в дальнейшем художественному совету пришлось отправлять за границу коррективы едва ли не по каждой, казалось бы, незначительной детали, включая цвет фольги на бутылках, наклейки на пластинке и т.д. Помимо этого, свыше пятидесяти изменений были сделаны уже после колоризации всего изображения фильма в целом. На завершающей стадии создания цветной версии фильма полученный из Индии колоризованный материал прошел, в соответствии с технологией, несколько этапов окончательной обработки в студиях "Крупного плана". Прежде всего была проведена цветокоррекция, которой занимался блестящий мастер своего дела оператор-колорист Алексей Лебешев. Благодаря его искусству плоская цветная картинка "ожила" и приобрела объем. Кроме того, работниками студии компьютерной графики осуществлялись стабилизация изображения, устранение мерцания и некоторые другие сложные операции, требующие специального программного обеспечения, которое создавалось для каждого конкретного случая. Таковы, в общих чертах, этапы более чем годичного труда над цветной версией фильма "Весна на Заречной улице". В общей сложности, по самому примерному подсчету, в этом деле приняли участие около ста профессионалов трех десятков специальностей. Реставраторы и колоризаторы приложили все усилия, для того чтобы ставшая классической картина сохранила свою самобытность. Марлен Хуциев: "Почему картина так долго живет? Потому что она просто говорит о живых чувствах, о том, что нормальному человеку близко, она очень демократична, в ней много юмора... Кстати, однажды мы с Феликсом оказались на рядовом просмотре и обнаружили, что сеанс шел под сплошной хохот, зал очень на многие реплики реагировал смехом... Мы тогда переглянулись: разве мы комедию снимали? И потом, должен вам сказать, что там не было никаких формальных ухищрений. То есть, естественно, картина имела свою форму, адекватную, говоря научным языком, содержанию, но никаких формальных изысков там не было. А ведь что быстрее всего стареет? Это, конечно, формальные решения. Если форма "шибает в нос", она очень быстро начинает устаревать. Ну, а форма, так сказать, техническая, качество картинки и звука - это, конечно, должно быть в любом случае на высоте. И я очень рад, что "Весна на Заречной улице" возвращается к зрителю в обновленном качестве. Как будто я сам, вместе с фильмом, возвращаюсь в нашу далекую молодость..."
Эта передача давно завершилась. Посмотрите расписание передач канала "Дом кино", расписание центральных каналов
Весна на Заречной улице
+12

Дом кино

Воскресенье (28 января 2018)

22:40 на канале в тот же день →

Ошибка в расписании

Выпускница пединститута Татьяна Сергеевна приезжает по распределению в промышленный поселок преподавать в школе рабочей молодежи. Сразу привыкнуть к великовозрастным ученикам, каждый из которых - яркая индивидуальность и самостоятельный человек, молоденькой учительнице совсем не просто. Один из ее "школьников", Александр Савченко, начинает открыто оказывать Татьяне знаки внимания, чем окончательно смущает девушку. Лучший сталевар завода, красавец, не привык к отказам женщин. Таня избегает настойчивого кавалера.

Савченко, чувствующий себя униженным, бросает учебу. Идет время, приходит весна, и постепенно Саша Савченко начинает понимать, что впервые испытывает настоящее, глубокое чувство...

Подробная информация.

"Весна на Заречной улице" - одна из самых популярных отечественных мелодрам, снятая в 1956 году режиссёрами Феликсом Миронером и Марленом Хуциевым. Хуциев открыл дорогу новому поколению актеров: в картине дебютировали выпускники ВГИКа Юрий Белов, Николай Рыбников, Геннадий Юхтин.

Роль учительницы Татьяны Сергеевны сыграла непрофессиональная актриса Нина Иванова. В 1956 году картина стала лидером проката. Ее посмотрели более 30 миллионов человек.

Когда колоризаторам и реставраторам представилась возможность участвовать в восстановлении фильма Одесской киностудии "Весна на Заречной улице", эта задача была встречена ими с воодушевлением. И не только потому, что этот фильм - одна из подлинных кинолегенд, но и благодаря возможности поработать бок о бок с классиком кинорежиссуры М.М.

Хуциевым, согласившимся возглавить творческую группу реставрации и колоризации.

Знаменитый кинорежиссёр Марлен Хуциев сказал, что процесс колоризации порой не легче самого процесса съёмок, если к этому занятию подходить ответственно: "Кино - искусство молодое, и для его развития нужно идти со временем в ногу". По словам Хуциева, он сам руководил всем процессом колоризации и остался очень доволен результатом.

Период подготовки к работам по восстановлению картины составил более года.

Для начала сформированная производственная группа задалась целью собрать максимально возможное количество разнообразной информации, имеющей отношение к фильму. В частности, на первом этапе были запрошены студийные и государственные архивы, как украинские, так и российские, получены любопытные, нередко уникальные, фотографии участников съемочной группы, монтажные листы и режиссерский сценарий к фильму. В Российской государственной библиотеке удалось обнаружить киноафиши фильма 50-х годов прошлого века.

Государственный архив Одесской области выдал копию такого ценного документа, как разрешительное удостоверение на фильм - своеобразный паспорт, без которого картина не могла бы выйти в прокат.

Затем приступили к полной реставрации изображения и звука. Реставрация черно-белого фильма представляет собой длительный и трудоёмкий процесс, включающий несколько принципиально важных, ответственных, технически сложных стадий.

Первая - реставрация исходных киноматериалов, негатива.

Здесь неоценимую помощь оказали опытные специалисты Госфильмофонда России. Реставрация негативной пленки вкратце заключалась в том, что негатив предварительно замачивали на несколько дней в специальных растворах, восстанавливая эластичность пленки, затем производили ультразвуковую очистку от пыли, глянцевали, и только после этого она становилась пригодной для сканирования.

Примерно через три месяца материал был готов к следующему этапу: цифровой реставрации изображения и ремастерингу звука.

Вся дальнейшая работа шла в электронном виде. Фильм "нарезается" на файлы (один кадр - один файл). Эти файлы передаются художникам-реставраторам, которые с помощью компьютерных технологий убирают царапины, склейки, пленочное "зерно", химические пятна и грязь, осуществляя тем самым покадровую реставрацию изображения.

Обрабатывается каждый кадр в отдельности. Таким образом, через руки реставраторов фильма прошло 120 тысяч кадров.

Покадровая реставрация изображения была сделана в студиях компьютерной графики "Крупного плана".

Также была проведена филигранная работа по реставрации звуковой дорожки фильма.

Марлен Хуциев: "Тогда, в 56-ом, для нас даже не возникал вопрос, на какую пленку снимать - ч/б или цвет. На цвет практически не снимали. Естественно, на черно-белую... Так тогда все одесские фильмы снимались. Параллельно с нами "Капитан "Старой черепахи" снимался, потом "Моя дочь", "Жажда", "Агент "Искры", "Повесть о первой любви"... Я даже не помню, где впервые появился цвет. Даже "Верность" Тодоровского - а это уже лет через восемь - и то черно-белая была.

Но мы тогда, честно говоря, и не воспринимали это как некий минус. О другом думали..."

Колоризации фильма предшествовала не только исследовательская и техническая, но и не менее серьезная творческая работа.

Разумеется, ключевую роль здесь сыграл режиссер-постановщик Марлен Мартынович Хуциев, который задал основные параметры художественной эстетики. Те, кто знает, сколь он требователен к себе и другим, принципиален и неуступчив в работе, сможет представить, насколько непросто было соответствовать этой высокой планке.

На протяжении всей работы над фильмом происходили многократные обсуждения решения отдельных сцен и даже кадров, многое приходилось переделывать по несколько раз.

Большую помощь в работе над цветной версией "Весны на Заречной улице" оказала художник по костюмам Наталья Монева, которая трудится в течение долгих лет на киностудии "Мосфильм" и является одним из лучших специалистов в своей профессии.

Используя свой бесценный опыт, глубокие знания и тонкий художественный вкус, Наталья Николаевна сумела в ряде случаев подсказать наиболее точные цветовые решения, которые вписываются в авторскую концепцию. Понятно, что помимо костюмов фильм содержит еще множество разнообразных элементов, которые требовали тонкой работы с цветом. Внимание к мелочам было тем более важным, что многое живо в памяти наших современников, будь то раскраска автобусов полувековой давности или, скажем, какая-нибудь этикетка.

Зарубежные коллеги никак не могли понять, почему учительнице в послевоенные годы не полагалось красить губы яркой помадой, а ошибки своих учеников в тетрадях, напротив, следовало исправлять красным карандашом, а не простым. Нужно было очень скрупулезно следить за тем, чтобы, например, комсомольский значок не превратился в золотую брошь, а папиросы "Беломорканал", которые курил Рыбников, в сигареты с фильтром. В одном кадре банка с вареньем напоминала вазелин, в другом сладкая наливка чудесным образом превращалась в спирт.

Не говоря уже о том, что одна и та же вещь, например, настольная лампа, в начале фильма была черной, в середине синей, а в финале картины уже зеленой.

И если поначалу в "Крупный план" было прислано для утверждения порядка полутора сотен "ключевых" кадров, в большинство из которых были внесены поправки, то в дальнейшем художественному совету пришлось отправлять за границу коррективы едва ли не по каждой, казалось бы, незначительной детали, включая цвет фольги на бутылках, наклейки на пластинке и т.д.

Помимо этого, свыше пятидесяти изменений были сделаны уже после колоризации всего изображения фильма в целом.

На завершающей стадии создания цветной версии фильма полученный из Индии колоризованный материал прошел, в соответствии с технологией, несколько этапов окончательной обработки в студиях "Крупного плана". Прежде всего была проведена цветокоррекция, которой занимался блестящий мастер своего дела оператор-колорист Алексей Лебешев. Благодаря его искусству плоская цветная картинка "ожила" и приобрела объем.

Кроме того, работниками студии компьютерной графики осуществлялись стабилизация изображения, устранение мерцания и некоторые другие сложные операции, требующие специального программного обеспечения, которое создавалось для каждого конкретного случая.

Таковы, в общих чертах, этапы более чем годичного труда над цветной версией фильма "Весна на Заречной улице". В общей сложности, по самому примерному подсчету, в этом деле приняли участие около ста профессионалов трех десятков специальностей.

Реставраторы и колоризаторы приложили все усилия, для того чтобы ставшая классической картина сохранила свою самобытность.

Марлен Хуциев: "Почему картина так долго живет? Потому что она просто говорит о живых чувствах, о том, что нормальному человеку близко, она очень демократична, в ней много юмора...

Кстати, однажды мы с Феликсом оказались на рядовом просмотре и обнаружили, что сеанс шел под сплошной хохот, зал очень на многие реплики реагировал смехом... Мы тогда переглянулись: разве мы комедию снимали?

И потом, должен вам сказать, что там не было никаких формальных ухищрений. То есть, естественно, картина имела свою форму, адекватную, говоря научным языком, содержанию, но никаких формальных изысков там не было. А ведь что быстрее всего стареет? Это, конечно, формальные решения. Если форма "шибает в нос", она очень быстро начинает устаревать.

Ну, а форма, так сказать, техническая, качество картинки и звука - это, конечно, должно быть в любом случае на высоте. И я очень рад, что "Весна на Заречной улице" возвращается к зрителю в обновленном качестве.

Как будто я сам, вместе с фильмом, возвращаюсь в нашу далекую молодость..."

Продолжительность

1 час 50 минут (110 минут)

В ролях

Кэтрин Гринвуд, Владимир Гуляев, Николай Рыбников, Валентина Пугачева, Нина Иванова

Оператор

Радомир Василевский, Петр Тодоровский

Режиссеры

Марлен Хуциев, Феликс Миронер

Композитор

Борис Мокроусов

Сценарист

Феликс Миронер

Производство
Одесская киностудия
СССР
1956

Обсуждение

Загружаем комментарии...


Ошибка в расписании
Воскресенье 22:40
Весна на Заречной улице
Канал «Дом кино»

В это время была передача: