Стоимость билетов: бесплатно
Стоимость билетов: бесплатно
По словам куратора ЦСИ «Заря» Екатерины Крыловой, видеоигра как и объект искусства – картина, скульптура, инсталляция – определенным образом оформлена визуально. Специфический видеоряд и сам формат компьютерной игры давно проникли на территорию современного искусства. В своих работах элементы видеоигр используют известные представители new media art – RSG, Йон Томсон и Элисон Крейгхед, Менди и Кит Обэдайк. Другой родственный момент – социальная функция. Как результат работы дизайнеров, аниматоров и программистов, видеоигра является адресной и предполагает реакцию зрителя. То же самое можно сказать об искусстве, рассматривая его исторически – как инструмент воздействия на аудиторию.
Выставка Homo Ludens является ретроспективным взглядом на индустрию компьютерных игр, предметной средой для персонального исследования игровых технологий и их влияния на современную культуру, искусство и поведение людей. В состав экспозиции войдет игровая электроника 8-ми поколений – от Odyssey Magnavox, Pong Atari, Channel F Fairchild и советской игры «Ну, погоди!» до новейшей консоли PlayStation 4, вышедшей в США в середине ноября 2013.
Помимо игровых консолей в выставке представлены инсталляции российских художников - Полины Канис (Санкт-Петербург), Ростана Тавасиева (Москва), арт-группы «ЧРеВо» (Красноярск) и Анны Парменовой (Владивосток), вдохновленных компьютерной графикой, online-мифологией и этической проблематикой виртуальной реальности.
Видеоинсталляция Полины Канис «Яйца» – это провокационное высказывание о гендерном статусе как части системы отношений между полами, предписанной обществом. Работа является видеодокументацией перформанса, в котором художница исследует темы добровольной женской виктимности и природной агрессивности. В качестве убедительной визуальной метафоры художница выбирает знакомый с детства сюжет советской электронной игры «Ну, погоди!». Художница бегает вправо и влево, как Волк в «Электронике», получая невидимые бонусные очки за ловкость и скорость.
Мультимедийная инсталляция Ростана Тавасиева «Все сложно…» словно попытка перенести взаимодействие с произведением искусства в виртуальную реальность. Художник предлагает представить, что неподвижные и немые музейные экспонаты на самом деле являются живыми существами, с очень напряженной внутренней жизнью, скрытой от зрителя. У них есть свое мнение о музее, в котором они оказались по воле автора и куратора, есть мнение о самом авторе (не всегда приятное для последнего), о посетителях выставки, о своих соседях по экспозиции, которые одновременно являются их друзьями и конкурентами. Экспонаты с тревогой ждут окончания выставки и беспокоятся о своих дальнейших перспективах, внимательно читают то, что пишет о них пресса, радуются, негодуют и стараются предугадать, как критика отразится на их судьбе. Таким образом, то, что мы видим в пространстве выставочного зала, оказывается только вершиной айсберга.
В работе «Пауза» жительница Владивостока Анна Парменова намеренно материализует образы виртуальной реальности, делая каждый пиксель – элементарную частицу цифрового изображения - объектом приложения реальных усилий художника. Физическое воплощение атомов компьютерной графики складывается в долгий медитативный процесс лепки из пластилина - материала, знакомого по детским ощущениям, первым творческим порывам, освоению классических техник художественной деятельности. Своеобразный протест против девальвации обыденной реальности вызывает к жизни универсальный образ потери сигнала, разрыва связи с потусторонней реальностью экранной плоскости. Визуальную метафору No signal художник накладывает на образ города, условно воссоздавая его ландшафт с помощью тысяч рукотворных кубических «пауз».
Также будет представлена работа TROJAN.INFINITY.OK, где арт-группа «ЧРеВо» манифестирует последствия нового типа аддиктивного поведения – зависимости от виртуальной реальности, формируемой социальными сетями и игровыми приставками. Иллюзия действия в пространстве, более комфортном и менее требовательном к настоящему тебе, условно более «безопасном», чем наркотики или алкоголь, привлекает возможностью быстро и относительно «дешево» снять состояние тревожности, социализироваться, приблизиться к потенциально возможному счастью. Результат азартного интернет-аттракциона – последовательное изменение сознания, расстройство привычек и влечений.
В организации выставки участвовали: компания «Синергия», «Роял Кредит Банк», магазин цифровой техники «Кью» и галерея Anna Nova.
Детям до 16 лет вход на выставку в сопровождении взрослых.
Центр современного искусства Заря