Стоимость билетов: от 150 до 3000 ₽
Стоимость билетов: от 150 до 3000 ₽
Премьера на Приморской сцене Мариинского театра – Одноактные балеты «Свадебка» и «Петрушка»!
Стоимость: от 150 до 3000 руб.
«Свадебка»:
Авторы и постановщики:
Музыка Игоря Стравинского
Либретто Игоря Стравинского на основе русских народных песен из сборника фольклориста Петра Киреевского
Хореография Брониславы Нижинской (1923)
Декорации и костюмы Наталии Гончаровой (1923)
Музыкальный руководитель — Валерий Гергиев
Балетмейстер-постановщик — Хоуард Сайетт
Художник реконструкции декораций — Борис Каминский
Художник-технолог реконструкции костюмов — Татьяна Ногинова
Художник по свету — Сергей Лукин
О спектакле:
Больше десяти лет Стравинский вынашивал замысел «Свадебки», хорового сочинения как «последования типичных свадебных эпизодов, воссоздания из обрывков типичных для данного обряда разговоров». Композитор искал музыкальную форму, оркестровый состав, традиционный фольклорный текст, которые бы представляли подлинный русский обряд, а не описывали свадебное действо в стилизации à la russe.
Предложенная Стравинским «идея ритуального и не-личного действа» нашла блестящее воплощение в хореографии Брониславы Нижинской. Именно ей, классической танцовщице, когда-то достойной партнёрше и союзнице брата Вацлава, а в послереволюционные годы посвятившей себя поискам нового движения, Дягилев доверил постановку этого, так дорогого ему произведения. И как обычно, не прогадал. Парижская премьера «Свадебки» в 1923 году стала фурором, она открыла миру балетмейстера, которому уже одной этой постановки было бы достаточно для пропуска в пантеон великих хореографов ХХ века.
Отвечая нюансам прихотливой ритмики и метрики музыки, в «Свадебке» говорило и жило движение, не нуждавшееся в пантомиме, сценической бутафории и реалистичных костюмах. Танец ансамбля. По мысли хореографа, каждый артист посредством движения должен был сливаться с целым. Жених и Невеста — лишь части общего ансамбля, передававшего драматизм судьбы и безысходность героев старинной крестьянской свадьбы: словно в девичью косу, которую перед свадьбой расплетают на две и укладывают в женскую прическу, склоняли девушки головы одна к другой, склоняли под причитания и как на плаху. Предельный минимализм в подчинённости танца холодноватой геометрии рисунка, в настойчивом повторении однообразных движений, в простоте двухцветных коричнево-белых костюмов, придуманных Натальей Гончаровой, в нарочитой бесстрастности исполнителей — всё в спектакле было актуально в контексте авангарда 1920-х. И в острой современности балета не потерялась исходная русскость «Свадебки» — не лубочная и сувенирная, а условно ритуальная, где действие происходит, как в заведённом механизме: фигурки танцовщиков монотонно перемещаются, словно подчиняясь воле одного повелителя, старинного и непреложного обряда.
Ольга Макарова
Премьера: 13 июня 1923 года, Русский балет Дягилева, Театр «Гете лирик», Париж
Премьера в Мариинском театре: 9 июня 2003 года
Продолжительность спектакля: 20 минут.
Возрастная категория 12+
«Петрушка»:
Авторы и постановщики:
Музыка Игоря Стравинского
Хореография Михаила Фокина (1911)
Либретто, декорации и костюмы Александра Бенуа
Музыкальный руководитель — Валерий Гергиев
Постановщик — Гэри Крист
Художник по возобновлению декораций — Батожан Дашицыренов
Художник по свету — Владимир Лукасевич
Краткое содержание:
Во время масленичного гуляния в балагане даётся представление. Три куклы — Арап, Балерина и Петрушка — пляшут вначале для зрителей, а потом и среди зрителей. Балерина, пустенькая кокетка, танцует то с одним, то с другим.
Жалкий, одинокий Петрушка влюблён в Балерину и ревнует её к самовлюблённому и глупому Арапу. Балерина равнодушна к Петрушке. Фокусник жесток с ним. Петрушка пытается помешать флирту Балерины с Арапом, но Арап прогоняет его.
Преследуя Петрушку, он вырывается за пределы балагана и на глазах у гуляющей толпы убивает несчастного соперника. Зовут будочника. Но появляется Фокусник и объясняет собравшимся, что это лишь смерть куклы, не больше. Он показывает набитое опилками тело Петрушки. Все расходятся. Неожиданно в тишине раздается пронзительный крик. Освещённый луной, на крыше балагана появляется Петрушка, который грозит кулаками своим мучителям.
О спектакле:
Поставленный для дягилевского «Русского сезона» 1911 года «Петрушка» стал звёздным часом всех его создателей. Для композитора Игоря Стравинского — триумфальным, хотя и первым опытом реализации собственного замысла спектакля, истории балаганного Петрушки, рассказанной оркестровым сочинением, где рояль бы играл преобладающую роль. Для любителя петербургской старины, либреттиста и художника Александра Бенуа — возможностью окунуться в дорогие сердцу детские воспоминания о городских ярмарках и балаганах. Хореограф Михаил Фокин в «Петрушке» в полной мере реализовал свои реформаторские идеи о выразительности движения, «говорящем» характере пластики. А пронзительно воплотивший эти идеи исполнитель главной партии Вацлав Нижинский с ролью получил не только обожание публики, но и будто бы конспект собственной судьбы. Лишённая доставлявших удовольствие мелодий партитура, в которой смерть героя обозначена звуком брошенного на пол бубна, так непохожие на традиционно балетные завёрнутые носками внутрь ноги Петрушки и трагедия одиночества на фоне красочной ярмарочной толпы — эти ингредиенты «Петрушки» стали не только ингредиентами парижского успеха, они обозначили смену балетных эпох.
Премьера: 13 июня 1911 года, Русский балет Дягилева, театр Шатле, Париж
Премьера в Государственном академическом театре оперы и балета, ныне Мариинском (постановка Леонида Леонтьева по хореографии Михаила Фокина): 20 ноября 1920 года
Премьера постановки Гэри Криста: 6 февраля 2010 года
Продолжительность балета: 40 минут.
Возрастная категория 6+
ул. Фастовская, 20