Тихоокеанский симфонический оркестр
В канун Нового года Тихоокеанский симфонический оркестр подготовил интереснейшую программу для любителей русской музыки. «Волшебное озеро», «Шехеразада», «Садко», «Озорные частушки» - это жемчужины русской классики, ни с чем несравненные по своей красоте.
Большой зал филармонии.
Цена билетов 300, 500 рублей.
«Волшебное озеро» было задумано А.Лядовым еще в 1880-е годы, но осуществление этого замысла произошло в последнее десятилетие жизни композитора, отмеченное большим творческим подъемом. «Вот как оно было у меня с озером, — рассказывал композитор. — Знал я одно такое — ну, простое лесное русское озеро и в своей незаметности и тишине особенно красивое. Надо было почувствовать, сколько жизней и сколько изменений красок, светотеней, воздуха происходило в непрестанно изменчивой тиши и кажущейся неподвижности! Начал я искать описания вот такого подходящего мне озера в русских народных сказках. Искал, искал, чтобы опереться. Но не любят русские сказки останавливать действие и ход сказа на описаниях явлений природы вот так, как нужно было мне для музыки: движения будто нет, а мысль — все время, и порой, будто совсем уходит. Все останавливается, всякое шуршание. Нет, оказывается, что-то где-то копошится. Вдруг, скользнул ветер...». Академик Б.Асафьев пишет, что речь шла об озере в окрестностях села Волыновки. Он же указывает на связь этого произведения с чтением финского эпоса «Калевала». В эскизах композитора рядом с нотными строками сохранился карандашный набросок озера с камышами и елями на берегу, возможно, воспроизводящий виденный когда-то пейзаж.
Программа симфонической миниатюры, представляющей собой поэтичный, полный какого-то зловещего сказочного очарования, как будто окутанный маревом пейзаж, выражена только в ее названии. Частично в музыке «Волшебного озера» использованы фрагменты незаконченной, сохранившейся лишь в эскизах оперы «Зорюшка», предназначавшиеся для сцены с русалками. Здесь они не рисуют конкретные образы, а лишь передают общее «состояние сказочности».
А.Лядов очень любил это свое сочинение: «Какое мое “Волшебное озеро” хорошее! Играю — и упиваюсь. В таком роде я еще не сочинял».
«Шехеразада» – сюита, одно из лучших симфонических произведений русского композитора Н.Римского-Корсакова, написанное в 1888 году. Римский-Корсаков создал «Шехеразада» под впечатлением арабских сказок «Тысячи и одной ночи» и поместил на партитуре следующую программу: «Султан Шахриар, убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи, но прекрасная Шехеразада тысячу и одну ночь рассказывала своему грозному повелителю волшебные сказки, чудесным узором вплетая в них песни и стихи древних поэтов, нанизывая одну за другой драгоценные жемчужины народной фантазии. Побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и, наконец, совершенно оставил свое намерение».
Произведение входит в рамки традиций «Востока» в русской музыки, идущих от «Руслана и Людмилы» М.Глинки. Создание восточного колорита с помощью цитирования восточных мелодий, создании тем в восточном духе, имитацией звучания восточных инструментов и тонов «Шехеразада» по своей форме представляет собой симфоническую четырех частную сюиту, объединенную не только программой, но и несколькими музыкальными мыслями, общими темами.
«Садко» – симфоническая картина, одно из ранних оркестровых сочинений Н.Римского-Корсакова.
В качестве первоисточника взят эпизод из былины «Садко»: Корабль Садко встал недвижно средь бескрайнего водного простора. Морской царь требует жертвы, жребий падает на Садко, и он погружается в пучину. На дне шумит свадебный пир, и царь приказывает ему потешить гостей игрой на гуслях. Садко увлекает в пляс подводное царство, наверху поднимается буря. Но «оборвал Садко струны на гуслях, и прекратилась пляска, и море затихло».
Основой симфонической картины является лейтмотив (музыкальный оборот, неоднократно повторяющийся в качестве сквозного образа музыкального произведения) из трёх звуков, первоначально интонируемых альтами, а затем вырастающего в усилении звучности и нагнетания в величавую картину морских просторов.
Первый концерт для оркестра «Озорные частушки» (1963) Р.Щедрина – новаторская композиция с участием почти семидесяти тем, где симфоническими средствами воспроизведена частушечная манера поочередного вступления нового участника на фоне непрерывного гармошечного наигрыша.
Композитор предстал в этом произведении во всём блеске своего мастерства. Здесь его фантазия, юмор и изобретательность неистощимы. Музыкальными средствами он создаёт образ завершённый, зримый и конкретный – то юношески озорной, порою задиристый, то лиричный. Яркие оркестровые тембры, яркие и разнообразные мелодические темы, то певучие, то остроритмические, создают праздничную картину.