Главная VL.ru
Вернуться на главную Афиши
Событие добавлено в избранное
Афиша
Владивосток
Добавить событие
Привлекайте посетителей на свои мероприятия!

Чтобы управлять своими событиями на Афише, войдите в аккаунт FarPost или авторизуйтесь.

Авторизоваться

Один аккаунт для входа на сайты

Создать аккаунт
Рахманиновский цикл

Рахманиновский цикл во Владивостоке 30 ноября 2017

Стоимость билетов: от 900 до 6000 руб.
У события нет актуальной программы, смотреть архив.
Стоимость билетов: от 900 до 6000 руб.

Программа «Рахманиновский цикл».

Стоимость билетов: от 600 до 7500 руб.  

Исполнители:

  • Солист — Денис Мацуев (фортепиано),
  • Симфонический оркестр Мариинского театра,
  • Дирижёр — Валерий Гергиев.

В программе:

Сергей Рахманинов

Часть I (29 ноября):

  • Концерт для фортепиано с оркестром № 1 фа-диез минор, соч. 1;
  • «Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром, соч. 43;
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 2 до минор, соч. 18

Часть II (30 ноября):

  • Концерт для фортепиано с оркестром № 4 соль минор, соч. 40 (1926, ред. 1928, 1941);
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 3 ре минор, соч. 30.

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 был написан 18-летним Рахманиновым в студенческие годы и стал его первым серьёзным опусом. Хотя в этом раннем сочинении ещё можно обнаружить черты некоторой подражательности (в частности, концертам Рубинштейна, Чайковского, Шумана, Грига), оно подкупает своей искренней взволнованной лирикой и страстной порывистостью. Особенно значительна первая часть с главной темой, полной романтической щемящей грусти. В конце звучит монументальная фортепианная каденция (виртуозное сольное «высказывание» пианиста), демонстрирующая впечатляющий размах молодого автора. Мечтательное Andante и блестящий финал предвосхищают многие страницы более позднего творчества композитора, принёсшего миру выдающиеся произведения в жанре фортепианного концерта.

Рапсодия на тему Паганини (1934) — по сути, Пятый фортепианный концерт Рахманинова, созданный им в эмиграции в Америке и снискавший невероятный успех. Композиция Рапсодии представляет собой романтические вариации на тему знаменитого 24-го каприса Паганини, к броской и запоминающейся мелодии которого обращались многие композиторы — от Листа до Лютославского. Все вариации драматургически укладываются в три крупных раздела, своеобразно следуя логике, характерной для жанра концерта. В первом разделе (вар. 1–10) происходит начальное развитие главного образа, которому противостоит символическая для всего творчества Рахманинова тема — средневековый католический напев Dies irae («День гнева»), служащий олицетворением сил зла. Далее следует, по словам композитора, «переход в любовную область» (вар. 11–18) с кульминацией в чарующем ноктюрне, ставшим настоящим шлягером. В стремительном финале (вар. 19–24) происходит усиление зловещих мотивов, подводящих к моментам наивысшего драматического напряжения. Каков итог этой схватки в позднем шедевре Рахманинова — каждый из слушателей решит сам.

На первом же исполнении в 1901 году рахманиновский концерт для фортепиано с оркестром № 2 покорил публику. Необычное вступление — мощные гулкие аккорды фортепиано, рисующие набатные удары колокола, возвестили о появлении редкого и самобытного произведения, «гениальной поэме о Родине», — как напишут о нём позже. Около трёх лет до этого композитор пребывал в тяжёлой депрессии, отказывался сочинять музыку. Однако кризисный период стал временем накопления колоссальной созидательной энергии и послужил неким толчком для пересмотра былых творческих установок. Во Втором концерте Рахманинов предстаёт зрелым мастером с фресковой манерой письма, проникшим в глубинную сущность исконных национальных форм музыки: колокольный звон, суровый знаменный распев, широкая протяжная крестьянская песня стали опорой его творчества на многие годы. Всё это есть в до-минорном концерте, который наряду с Первым фортепианным Чайковского стал не только абсолютным лидером по частоте исполнений, но и одним из символов отечественного музыкального искусства.

Несмотря на огромную любовь к своей Родине, Рахманинов не смог принять Октябрьскую революцию и в 1918 году был вынужден эмигрировать. На чужбине композитору пришлось всё начинать «с нуля»: чтобы обеспечить семью, он выступал с гастролями практически без передышки. Времени (да и настроя) для сочинения музыки не было почти десять лет. Лишь в 1926 году Рахманинов возвращается к начатому ещё в России Четвёртому фортепианному концерту. Его премьера состоялась в Америке 18 мая 1927 года в исполнении автора и оркестра под управлением Леопольда Стоковского. Произведение получило довольно холодный приём: ожидания публики, помнящей задушевную лирику Второго и Третьего концертов, не вполне оправдались. Музыкальный язык композитора стал суше и графичнее, появились интонации сарказма и насмешки, что, по сути, было неизбежным следствием неспокойной мировой обстановки ХХ столетия. В итоге, несмотря на то, что Рахманинов дважды корректировал сочинение, Четвёртый концерт звучит гораздо реже своих предшественников. Однако при талантливом исполнении слушатели безусловно откроют для себя массу прекрасной музыки в этом первом зарубежном опусе композитора: яркую и романтичную тему первой части, богатое различными эмоциональными оттенками Largo, энергию быстрых пассажей и «острых» звучностей в финале.

Концерт для фортепиано с оркестром № 3 был создан Сергеем Васильевичем Рахманиновым в 1909 году в благоприятнейший период жизни, когда все творческие сомнения остались позади, и композитор смело воплощал свои замыслы, сочиняя один шедевр за другим. Тема в духе старинных песнопений, открывающая Третий концерт, стала гениальной находкой Рахманинова: нечто исконно русское и архаичное слышится в этом одноголосном напеве, как будто сказитель-рапсод начинает неторопливое повествование. «Я хотел „спеть“ мелодию на фортепиано, как её поют певцы, — и найти подходящее, вернее, не заглушающее это „пение“ оркестровое сопровождение» — говорил о ней композитор.

Помимо дивной красоты мелодий, в Третьем концерте потрясает поистине грандиозный размах и монументальность богатейшей партии солиста. Рахманинов предельно насытил фортепианную строчку, наполнив кульминации «многоэтажными» аккордовыми наслоениями, от интенсивности и мощи звучания которых перехватывает дыхание. Блестяще сыграть Третий концерт — всегда вызов для пианиста, как бы виртуозно он не был оснащён. Это сочинение требует не только высочайшего технического мастерства, но сильного духа, способного выдержать напряжение от самой первой ноты до заключительного ликующего гимна, прославляющего победу прошедшего все испытания. 

Возрастная категория 6+.

Консультации по онлайн-покупке билетов по тел.: +7(423) 230-06-86.

ул. Фастовская, 20

Комментарии

Загружаем комментарии...

Наверх Полная версия сайта