Главная VL.ru
Вернуться на главную Афиши
Событие добавлено в избранное
Афиша
Владивосток
Добавить событие
Привлекайте посетителей на свои мероприятия!

Чтобы управлять своими событиями на Афише, войдите в аккаунт FarPost или авторизуйтесь.

Авторизоваться

Один аккаунт для входа на сайты

Создать аккаунт
Опера "Царская невеста"

Опера "Царская невеста" во Владивостоке 7 августа 2017

У события нет актуальной программы, смотреть архив.

II Международный Дальневосточный фестиваль «Мариинский» (Владивосток) пройдет с 15 июля по 13 августа 2017 года. Основной площадкой фестиваля станет Приморская сцена Мариинского театра.

6 августа в рамках фестиваля будет представлена опера в четырёх действиях (концертное исполнение) «Царская невеста».

Стоимость билетов: от 400 до 6000 руб.

Исполнители:

  • Дирижёр – Павел Смелков,
  • Василий Собакин — Олег Сычёв,
  • Марфа — Альбина Шагимуратова,
  • Григорий Грязной — Кирилл Жаровин,
  • Малюта Скуратов – Владимир Феляуэр,
  • Иван Лыков — Евгений Ахмедов,
  • Любаша — Юлия Маточкина,
  • Елисей Бомелий — будет объявлено отдельно,
  • Сабурова — Алена Диянова,
  • Дуняша — Лаура Бустаманте,
  • Петровна — Ирина Колодяжная,
  • Царский истопник — Сергей Плешивцев,
  • Сенная девушка — Светлана Рожок,
  • Хор Мариинского театра.

Музыка Николая Римского-Корсакова.

Либретто композитора и Ильи Тюменева по драме Льва Мея.

Музыкальный руководитель — Валерий Гергиев.
Режиссер концертного исполнения оперы — Иркин Габитов.
Ответственный концертмейстер — Ирина Соболева.
Главный хормейстер — Андрей Петренко.

«Царская невеста» — девятая опера Н.А.Римского-Корсакова. Сюжет Л. Мея (eгo одноименная драма была написана в 1849 году) давно занимал воображение композитора (еще в 1868 году на эту пьесу Мея внимание композитора обратил Милий Балакирев; в то время Римский-Корсаков остановился — тоже по совету Балакирева — на другой драме Мея — «Псковитянка» — и написал одноименную оперу).

В основу драмы Мея положен исторический (хотя и малоизвестный) эпизод женитьбы (в третий раз) царя Ивана Грозного. Вот что рассказывает об этой истории Карамзин в своей «Истории Государства Российского»:
«Скучая вдовством хотя и не целомудренным, он (Иван Грозный. — А.М.) уже давно искал себе третьей супруги... Из всех городов свезли невест в Слободу, и знатных и незнатных, числом более двух тысяч: каждую представляли ему особенно. Сперва он выбрал 24, а после 12... долго сравнивал их в красоте, в приятностях, в уме; наконец предпочел всем Марфу Васильеву Собакину, дочь купца новгородского, в то же время избрав невесту и для своего старшего царевича, Евдокию Богданову Сабурову. Отцы счастливых красавиц из ничего сделались боярами (...) Возвысив саном, их наделили и богатством, добычею опал, имением, отнятым у древних родов княжеских и боярских. Но царская невеста занемогла, начала худеть, сохнуть: сказали, что она испорчена злодеями, ненавистниками Иоаннова семейного благополучия, и подозрение обратилось на ближних родственников цариц умерших, Анастасии и Марии (...) Не знаем всех обстоятельств: знаем только, кто и как погиб в сию пятую эпоху убийства (...) Злобный клеветник, доктор Елисей Бомелий (...) предложил царю истреблять лиходеев ядом и составлял, как уверяют, губительное зелье с таким адским искусством, что отравляемый издыхал в назначенную тираном минуту. Так Иоанн казнил одного из своих любимцев Григория Грязного, князя Ивана Гвоздева-Ростовского и многих других, признанных участниками в отравлении царской невесты или в измене, открывшей путь хану к Москве (крымскому хану Девлет-Гирею - А.М.). Между тем царь женился (28 октября 1572 гoдa) на больной Марфе, надеясь, по eгo собственным словам, спасти ее сим действием любви и доверенности к милости Божией; через шесть дней женил и сына на Евдокии, но свадебные пиры закончились похоронами: Марфа 13 ноября скончалась, быв или действительно жертвою человеческой злобы, или только несчастною виновницею казни безвинных».

Л. А. Мей интерпретировал эту историю, естественно, как художник, а не историк. Eгo драма не претендует на историческую достоверность, но рисует яркие характеры в необычайно драматичных обстоятельствах. (Притом, что Мей выводит в своей драме исторические персонажи, он, а вслед за ним и Римский-Корсаков, допустил ошибку: он называет Григория Грязного по отчеству Григорьевичем, полагая, что он был родным братом известноrо во времена Ивана Грозного опричника Василия Григорьевича Грязнoгo. В действительности отчеством нашего Грязного было Борисович, а прозвище - Большой) В опере сюжет драмы Мея не претерпел существенных изменений, а ее драматизм неизмеримо усилился гениальной музыкой.

«...Из моих опер я люблю более других „Снегурочку“ и „Царскую невесту“».
Н.А. Римский-Корсаков

Девятая опера Римского-Корсакова, «Царская невеста» (1898), озадачила как почитателей композитора, так и критиков его творчества. Направление корсаковского таланта, столь отчётливо определившееся в предшествующие годы, казалось бы, не оставляло сомнений в характере следующих сочинений композитора. Миф, сказка, эпос — вот альфа и омега оперного творчества Римского-Корсакова в восприятии его современников. «„Царская невеста“ есть вещь для меня новая и оригинальная, — писал композитор Н.И. Забеле-Врубель, первой исполнительнице партии Марфы. — Я удивляюсь, как многие завзятые музыканты не хотят этого понять. У них для меня намечена специальность: фантастическая музыка, а драматической меня обносят. Неужели мой удел рисовать только чуд водяных, земных и земноводных?» Хотя драматический род совсем не был чужд Римскому-Корсакову, создавшему к тому времени историческую народную драму «Псковитянка» и «драматические сцены» «Моцарт и Сальери», выбор бытовой драмы Льва Мея «Царская невеста» (1849) многим всё же показался неожиданным. Позднее, в «Летописи моей музыкальной жизни» Римский-Корсаков назвал своё обращение к пьесе Мея «давнишним намерением». Действительно, идея оперы на сюжет драмы возникла ещё во времена «Могучей кучки»: принадлежала она М.А. Балакиреву, некоторое время в конце 1860-х годов замысел «Царской невесты» обдумывал А.П. Бородин. Ошеломивший музыкантов стиль «Царской невесты», как стало очевидно позднее, оказался подготовленным в ещё большей степени: поворот к новому, «пластическому», по определению автора, вокальному стилю осуществился уже в серии романсов, дуэтах, других сочинениях для голоса, созданных в 1897 – первой половине 1898 года.

Премьера оперы состоялась в Москве, 22 октября 1899 года, силами Товарищества артистов частной оперы. По мнению музыкальных критиков, «Царская невеста» свидетельствовала о «перевороте в оперных взглядах», «отходе Корсакова от кучкизма» и даже «сознательном отречении его от заветнейших принципов Новой русской школы». Рецензенты писали об антивагнеризме оперы, «опрощении» композитора, стремившегося к «примирению требований новой музыкальной драмы с формами старой оперы». У московской и петербургской публики (после премьеры в Мариинском театре 30 октября 1901 года) «Царская невеста» имела большой успех, впоследствии переросший в подлинное признание.

Продолжительность концерта 3 часа.

Концерт идет с одним антрактом.
 
Исполняется на русском языке (сопровождается синхронными титрами на английском языке).
 

Консультации по онлайн-покупке билетов по тел.: +7(423) 230-06-86.

ул. Фастовская, 20

Комментарии

Загружаем комментарии...

События в «Мариинский театр»


Показать все
Наверх Полная версия сайта