Стоимость билетов: не указана
Стоимость билетов: не указана
Вечер немецкой камерной музыки. Бетховен. Брамс.
Исполнители:
Алиса Федоренко (сопрано)
Алексей Репин (баритон)
Павел Батян (скрипка)
Елизавета Сущенко (виолончель)
Ольга Крукович (фортепиано)
Марина Репина (фортепиано)
Андрей Иванов (фортепиано)
В программе:
Людвиг ван Бетховен
Соната для скрипки и фортепиано № 9 ля мажор («Крейцерова»), соч. 47
«Измена» (Als die Geliebte sich trennen wollte), ст. С. Брейнинга, WoO 132
«Сидя на холме, гляжу я» (Auf dem Hügel sitz` ich spähend), ст. А. Йейтелеса, из цикла «К далёкой возлюбленной», соч. 98 № 1
«Сурок» (Marmotte), ст. И.В. Гёте, соч. 52 № 7
«Аделаида» (Adelaide), ст. Ф. Маттиссона, соч. 46
«Песня Мефистофеля о блохе» (Mephistos Flohlied), ст. И.В. Гёте, соч. 75 № 3
Иоганнес Брамс
«О вечной любви» (Von ewiger Liebe), ст. Й. Венцига, соч. 43 № 1
«Песня жаворонка» (Lerchengesang), ст. К. Кандидуса, соч. 70 № 2
«Серенада» (Serenade), ст. И.В. Гёте, соч. 70 № 3
«Речи девушки» (Das Mädchen spricht), ст. О.Ф. Группе, соч. 107 № 3
«Верба» (Maienkätzchen), ст. Д. Лилиенкрона, соч. 107 № 4
«Песня девушки “Вечерами за прялкой”» (Mädchenlied: `Auf die Nacht in der Spinnstub`n`), ст. П. Хейзе, соч. 107 № 5
Cоната для виолончели и фортепиано № 2 фа мажор, соч. 99
Ведущая — Елизавета Сущенко.
О концерте
Соната для скрипки и фортепиано № 9 ля мажор, соч. 47 Людвига ван Бетховена вошла в историю под названием «Крейцерова», поскольку композитор посвятил её французскому скрипачу Родольфу Крейцеру, об исполнительских и человеческих достоинствах которого имел весьма высокое мнение. Адресат тем не менее не оценил бетховенское творение и ни разу в жизни его не исполнил. Премьера сонаты, состоявшаяся в 1803 году, носила экзотический характер: партию фортепиано исполнял сам автор, а скрипичную партию — пользовавшийся известностью в то время виртуоз-мулат Бриджтауэр, сын некоего негра, выдававшего себя за абиссинского принца. Бетховен снабдил сочинение подзаголовком «в очень концертном стиле» — с полным правом он мог бы назвать её «в симфоническом стиле», так как грандиозная первая часть производит впечатление части симфонии, превращая дуэт исполнителей в захватывающий «поединок», требующий от обоих инструментов всех их ресурсов. Вторая часть — Andante с вариациями — снова соревнование, но совсем другого рода: скрипка и фортепиано оспаривают друг у друга превосходство в тонкости и мастерстве рисунка, в лёгком, полётном движении сплетая ажурную музыкальную ткань. Финал сонаты — стремительная тарантелла, в которой господствует радостное настроение, стихия танцевальности и юмора.
Популярности Крейцеровой сонаты способствовала одноименная повесть Л. Толстого. В ней писатель назвал Andante «прекрасным, но обыкновенным, не новым», вариации «пошлыми», а финал «совсем слабым». Однако о первой части он написал так: «Эти вещи можно играть только при известных, важных, значительных обстоятельствах, и тогда, когда требуется совершить известные, соответствующие этой музыке важные поступки». Позже Лев Николаевич изменил своё нелестное мнение о второй и третьей частях. Из «Бесед с Толстым» пианиста Гольденвейзера известно, как растерялся писатель, услышав сонату через несколько лет после опубликования повести. Он, казалось, сам мог едва поверить в то, что приписывал когда-то этой музыке.
Надежда Кулыгина
Вторую сонату для виолончели и фортепиано Иоганнес Брамс написал по просьбе виолончелиста Роберта Хаусмана. Композитор работал над новым сочинением летом 1886 года в швейцарском городке Тун. Осенью он «собирал урожай» — исполнял в Вене написанное за лето. 24 ноября соната была исполнена (ещё по рукописи) в Малом зале Венского музыкального союза. Партию виолончели играл Хаусман, партию фортепиано — автор.
Первая часть сонаты поражает мудрой экономией, секретом которой Брамс овладел в поздние годы. В её основе лежит мотив из двух звуков, из которого, как из зерна, вырастают обе темы — и главная, и побочная. Вторая часть — возможно, то самое загадочное Adagio affettuoso, которое Брамс более двадцати лет назад исключил из Первой виолончельной сонаты и теперь вернул из небытия. В начале финального Allegro molto Брамс неожиданно переключает внимание на пианиста, поручая фортепиано почти оркестровую фактуру. Начальная тема финала родственна главной теме последней части Первой симфонии Брамса — только музыка здесь скромнее по масштабу и не лишена юмористических штрихов.
Анна Булычёва
Возрастная категория 6+
Консультации по онлайн-покупке билетов по тел.: +7(423) 243-22-22.
ул. Фастовская, 20.
Приморская сцена Мариинского театра
ул. Фастовская, 20